Курс теории и методики развития речи детей является одним из основных в подготовке педагогов дошкольного профиля. Он формирует готовность студентов к профессиональной деятельности в области речевого развития детей дошкольного возраста на основе современных научных знаний о развитии и воспитания ребенка, онтогенезе речи и речевого общения. Речь рассматривается как сложный феномен, в основе её развития лежит не только и не столько подражание, сколько формирование языковых обобщений.

Методические вопросы обучения родной речи рассматриваются на основе анализа о развитии разных сторон детской речи (лексики, грамматического строя, фонетики, связной диалогической и монологической речи), использование художественной литературы как средство речевого развития и воспитания личности ребенка предшкольной подготовки к обучению грамоте. При обосновании цели, задач, содержания, методов и приемов работы с детьми, учитываются сущностные характеристики, явления языка и речи, механизмы развития языковой способности и особенности речевого развития детей.